В Новосибирске застройщика ЖК «Новомарусино» Варвянского освободили от колонии
Реальный срок девелоперу заменили на принудительные работы.
Подробнее->Saturday, 14 December 2024
Реальный срок девелоперу заменили на принудительные работы.
Подробнее->Компании, входящие в ГК «Стрижи», задерживают сроки сдачи и других новостроек.
Подробнее->Мужчину обвиняют в незаконном виноделии и хранении алкоголя. Сам он заявил, что часть вещдоков была похищена силовиками.
Подробнее->Муниципальное предприятие требует вернуть стоимость доли в уставном капитале ООО «СпецТрансСтрой».
Подробнее->Топ-менеджеров ООО «НСК «Авантаж» обвинили в хищении более 320 миллионов рублей у обманутых дольщиков.
Подробнее->Новосибирцы уже несколько месяцев не могут получить деньги после продажи их автомобилей в салоне «Автосити».
Подробнее->Надзорное ведомство заявило иск о признании ничтожными больше 50 сделок по реализации зданий, сооружений и техники.
Подробнее->Директор фирмы «Мегадом» попал под уголовное дело о мошенничестве и умер в СИЗО. Его преемник обещал клиентам возобновить строительство их домов, но перестал выходить на связь.
Подробнее->Суд постановил освободить муниципальное здание.
Подробнее->Попавшие в зону комплексного развития территории жители частного сектора у «Локомотив-Арены» считают, что их недвижимость пытаются скупить за бесценок.
Подробнее->Жительница Новосибирска Екатерина К. получила уведомление о том, что ей на почту пришла посылка. Женщина никаких бандеролей не ждала, поэтому вместо почты пошла в полицию.
Подробнее->Дом был признан непригодным для проживания еще в 1979 году.
Подробнее->Суд признал ничтожной сделку по продаже активов предприятия.
Подробнее->Речь идёт о запрете пользоваться иностранными мессенджерами в рабочей переписке. Общения в личных целях ограничения не касаются.
Подробнее->К иску присоединились два десятка кредиторов.
Подробнее->Подрядная организация взыскала с ведомства неустойку в судебном порядке.
Подробнее->Следователи назвали причину смерти детей: острое отравление инсектицидами.
Подробнее->
Жители Дубровино в Мошковском районе Новосибирской области жалуются, что под предлогом «рубки ухода» рядом с селом уничтожили весь лес.
Подробнее->Людей не устроила оценка их жилья в 80 тысяч рублей за квадратный метр.
Подробнее->Пенсионерка из Новосибирска под влиянием телефонных мошенников оформила кредиты и продала единственную квартиру за полцены. Чтобы вернуть жилье, ей пришлось судиться.
Подробнее->Сергей Шабанов выиграл третий подряд судебный процесс у Росгосцирка. С мая этого года мужчина стал бездомным.
Подробнее->Предполагаемую очевидицу происшествия допросили в суде.
Подробнее->Новосибирский физик сумел доказать в Европейском суде свою невиновность. Этого решения он ждал 16 лет.
Учёный Валентин Данилов, осуждённый за выдачу государственной тайны Китаю, продолжает заниматься научной работой. На этой неделе Европейский суд по правам человека признал обвинительный приговор в отношении него ничтожным. Уголовное преследование Валентина Данилова началось в мае 2000 года, а завершилось в июне 2005-го, когда Верховный Суд оставил в силе обвинительный приговор судьи Красноярского краевого суда Андрея Афанасьева. Учёного приговорили к 14 годам колонии строгого режима. Вышел он по УДО через десять лет.
– Судебная система вообще нетороплива, – говорит Данилов. – Через неделю будет шестнадцать лет, как мои адвокаты подали жалобу в ЕСПЧ. Мы с адвокатами долго ждали решения. Я уже, честно говоря, и перестал его ждать, т.к. долгое разбирательство считал равносильным отказу. Но рад, что ошибся, решение принято, жалоба удовлетворена: приговор в отношении меня признан юридически ничтожным. ЕСПЧ даёт три месяца на то, чтобы российская сторона определилась, обжаловать это решение в Большую палату ЕСПЧ или принять к исполнению.
– Вас не удивляет такое долгое рассмотрение вашего дела Европейским судом?
– Оно всех удивляет, но на это, наверное, были какие-то обстоятельства, связанные с перестройкой работы суда.
Я и в местах заключения продолжал, по мере возможности, работать над идеями, касающихся инновационных источников тепловой энергии. После освобождения в 2012 году стал работать в частной компании в Технопарке. Разрабатывал инновационную систему климат-контроля помещений, был консультантом по инновациям. Но с 2016 года уже не работаю. Есть пенсия, и её, в общем-то, хватает. Живу по принципу: расходы не должны превышать доходов. Считаю, что учёный вообще не должен много зарабатывать, чтобы всегда быть в тонусе, – смеётся Валентин Владимирович. – Затем в 2018 году я стал учёным секретарём Экспертного совета при Президиуме СО РАН по проблематике Парижского соглашения по климату, вошёл в экспертный совет Комитета по энергетике Госдумы РФ, являюсь членом комиссии при Президиуме РАН по противодействию фальсификации научных исследований.
Сейчас активно работаю над простой идеей, которую написал и опубликовал, ещё отбывая наказание в колонии. Оказывается, Россия может в больших количествах производить «зеленые» углеродные продукты: проще говоря, активированный уголь. И обеспечить им не только себя, но и поставлять его на экспорт. Технология частичной газификации угля задаст новое качество систем теплоснабжения, которого нет нигде в мире. Берём уголь, получаем из него газ, газ сжигаем, а остаток (активированный уголь) продаём. Причём, цена этого продукта в десять раз больше, чем самого угля, из которого он произведён. Это даёт дешёвое и экологически чистое тепло.
– Предлагали модернизировать теплоснабжение Новосибирска? Вы ведь сейчас живёте в новосибирском Академгородке…
– Конечно, предложили. Академгородок отапливается по технологии двухвековой давности. Даже неудобно получается, мировой центр науки, а отапливается, как от костра. Мы с коллегами предложили использовать у нас технологию, которая уже двадцать лет как опробована в Красноярске. Губернатор Андрей Травников ознакомился и поддержал наше предложение, но прежде чем делать это в полномасштабном варианте, нужно сделать пилотный проект, например, в Бердске, а потом – внедрять по всему региону.
– Как удалось вам добиться условно-досрочного освобождения?
– В этом помогли общественность и Борис Немцов. Он еще в Красноярске когда-то вручал мне партийный билет партии «Союз правых сил». Я был включен в список политзаключенных, кажется 39, которых общественность просила власти освободить. Немцов по этому списку встречался с Президентом страны – им тогда был Дмитрий Медведев. Увидев мою фамилию в списке, Медведев сказал: да он же шпион! «Пустое, ответил Немцов, я же его лично знаю!». Наверное, после этого и было принято решение не препятствовать моему УДО.
– Что помогло вам сохранить себя, как человека и как учёного, в заключении? Что помогло не разочароваться в жизни, в России?
– Я же всё-таки занимаюсь наукой, а значит нужно постоянно создавать что-то новое. И не обязательно в физике. Заниматься физикой я там не мог, но тем не менее свою концепцию развития теплоснабжения шлифовал.
Объективно в зонах все поголовно занимаются изучением Конституции и уголовных законов. Зоны де-факто можно считать юридическими университетами. Всем сидевшим, у кого есть высшее образование. можно по упрощенной схеме выдавать дипломы юристов. Кстати, Григорий Пасько, которого скандально осудили за разглашение гостайны во Владивостоке, получил после освобождения диплом юриста. У нас в стране прекрасные законы, только они не исполняются. Например, не организована занятость заключённых. Причина простая. Раньше был Госплан и заказ спускался в ГУЛАГ. Сейчас Госплана нет, а региональным властям организацию заказа для контингента УФСИН никто не поручал. УФСИН – это федеральная структура. Нужно Указом Президента ввести занятость осужденных предметом совместного ведения Губернатором и УФСИН. В инициативном порядке начальник ГУФСИН РФ по Красноярскому краю генерал Владимир Шаешников это сделал, но в других регионах этого пока нет.
У каждого своя жизнь, каждому выпадают свои испытания. И когда меня спрашивают, не считаю ли я года заключения потерянным временем, я отвечаю, что ни в коем случае. В шутку на этот вопрос я отвечаю, что тюрьма – это как машина времени. Вышел через десять лет, а ничего, по большому счёту не изменилось: мои идеи тогда были не востребованы, и только сейчас к ним проявляют интерес. Есть даже поговорка: Господь Бог не засчитывает время, проведённое в тюрьме. Поэтому, когда спрашивают, сколько тебе лет, я отвечаю: шестьдесят два. И, конечно, приходит на память изречение, выбитое на памятнике в Вашингтоне: Freedom is Not Free – свобода не даётся даром, которое работает во многих случаях в жизни.
Адвокат Анна Ставицкая считает, что Европейский суд не полностью удовлетворил иск её клиента. Ведь была просьба признать не только, что суд был несправедливым, но и о нарушении статьи седьмой Европейской конвенции, которая определяет наказание исключительно на основании закона, и статьи десятой Евроконвенции о возможности свободно распространять и собирать информацию.
– Европейский суд посчитал, что так как в главном судебное разбирательство в отношении Данилова было несправедливым, то нет необходимости разбираться в остальных нюансах, – рассказала Ставицкая «Прецеденту». – Если бы суд высказался и по этому поводу, то это имело бы большое значения для судебной практики по другим делам о государственной измене внутри страны.
Судимость Валентина в этом году уже погашена по истечении срока давности. И теперь, уверена адвокат Ставицкая, ничто не препятствует Верховному суду России пересмотреть его дело в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.
Поскольку решения ЕСПЧ имеют прецедентное значение, то это решение по жалобе будет иметь большое значение для будущих судебных процессов, в частности необходимость обязательного удовлетворения ходатайств защиты о допросе свидетелей и отборе кандидатов в присяжные заседатели, уверен Валентин Данилов.
Павел Разуваев
На снимке сверху: первый день на свободе. Валентин Данилов с внучкой Валерией. На втором снимке слева направо: Валентин Михайлович Гефтер, директор института прав человека; Яков Ильич
Гилинский, д.ю.н., профессор; Тамара Георгиевна Морщакова, судья
Конституционного Суда в отставке; Валентин Данилов, физик, к.ф.-м.н.
Фото предоставлены «Прецеденту» Валентином Даниловым.